ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 22 ноября 2018 г. N ЕД-4-20/22602@
Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение от 27.09.2018 и сообщает, что в соответствии с пунктом 9 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 54-ФЗ) и постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1173 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налоговым органам, организациям, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
Вместе с тем считаем возможным отметить, что положениями статьи 1.1 Федерального закона N 54-ФЗ определен термин расчеты, под которым понимается, в частности, прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов.
Согласно пункту 1 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.
При этом следует учитывать, что особенности применения контрольно-кассовой техники, в том числе перечень видов деятельности и услуг, при которых могут производиться расчеты без применения контрольно-кассовой техники, поименованы в статье 2 Федерального закона N 54-ФЗ.
Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника может не применяться при продаже водителем или кондуктором в салоне транспортного средства проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте.
Одновременно обращается внимание, что согласно положениям Федерального закона от 03.07.2018 N 192-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 01.07.2019 данная норма признается утратившей силу и, соответственно, с указанной даты водитель или кондуктор при осуществлении расчетов за проезд в общественном транспорте обязаны применять контрольно-кассовую технику вне зависимости от способа оплаты (наличными денежными средствами или в безналичном порядке).
В соответствии с пунктом 5.1 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ пользователь при осуществлении расчетов (за исключением расчетов в безналичном порядке в сети Интернет) вправе не выдавать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и в случае непредоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты не направлять кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на абонентский номер либо адрес электронной почты, а также вправе применять контрольно-кассовую технику (за исключением контрольно-кассовой техники, применяемой в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных) вне корпуса автоматического устройства для расчетов при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа с применением автоматических устройств для расчетов при оказании услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов и грузобагажа.
При этом автоматическое устройство для расчетов — это устройство для осуществления расчета с покупателем (клиентом) в автоматическом режиме без участия уполномоченного лица организации или индивидуального предпринимателя.
В соответствии с пунктом 19 статьи 3 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ «О национальной платежной системе» электронное средство платежа — это средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств.
Транспортная карта — это материальный носитель, содержащий зафиксированную на нем информацию, используемый для проезда пассажиров в транспорте, оборудованном автоматизированной системой контроля оплаты проезда пассажиров.
Таким образом, нормами Федерального закона N 54-ФЗ предусмотрены специальные условия применения контрольно-кассовой техники вне корпуса устройства для расчетов, а именно осуществление расчетов электронными средствами платежа с использованием автоматического устройства для расчетов без участия уполномоченного лица.
Вместе с тем в случае осуществления расчетов наличными денежными средствами или в безналичном порядке за оказанные услуги по перевозке пассажиров, багажа, грузов и грузобагажа с участием уполномоченного лица следует учитывать, что согласно пункту 1 статьи 4.3 Федерального закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника после ее регистрации в налоговом органе применяется на месте осуществления расчета с покупателем (клиентом) в момент осуществления расчета тем же лицом, которое осуществляет расчеты с покупателем (клиентом), за исключением расчетов, осуществляемых в безналичном порядке в сети Интернет, расчетов, осуществляемых в случаях, предусмотренных пунктом 5.1 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ, а также расчетов с применением автоматических устройств для расчетов банковскими платежными агентами (субагентами), осуществляющими свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 27.06.2011 N 161-ФЗ «О национальной платежной системе».
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Федерального закона N 54-ФЗ пользователь контрольно-кассовой техники обязан при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа обеспечивать ввод идентичной информации о сумме расчета в контрольно-кассовую технику и в устройства, указанные в абзаце втором пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ, а также обеспечивать соответствие информации о сумме расчета в контрольно-кассовой технике информации о сумме расчета, полученной от указанного устройства.
Учитывая изложенное, при осуществлении расчетов между организацией (индивидуальным предпринимателем) в лице водителя или кондуктора (уполномоченного лица) и покупателем (клиентом) за оказанные услуги по перевозке пассажиров, багажа, грузов и грузобагажа необходимо применение контрольно-кассовой техники в момент осуществления расчета непосредственно в салоне транспортного средства.
Одновременно сообщается, что в соответствии с пунктом 8 статьи 7 Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» организации и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы, оказывающие услуги населению (за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих работников, с которыми заключены трудовые договоры, оказывающих услуги общественного питания), вправе не применять контрольно-кассовую технику при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности в порядке, установленном Федеральным законом N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона N 290-ФЗ), до 01.07.2019.
Порядок выдачи бланков строгой отчетности, а также утверждения, учета, хранения и уничтожения определен Положением об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 359 «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники».
Таким образом, в ситуации, изложенной в обращении, контрольно-кассовая техника может не применяться до 01.07.2019 при условии выдачи бланка строгой отчетности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».
Настоящее письмо не является нормативным правовым актом, не влечет изменений правового регулирования отношений в сфере применения контрольно-кассовой техники, не содержит норм, влекущих юридические последствия для неопределенного круга лиц, носит информационный характер и не препятствует налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации в понимании, отличающимися от положений настоящего письма.
Действительный
государственный советник
Российской Федерации
2 класса
Д.В.ЕГОРОВ
22.11.2018
Тестирование проводилось с целью определения готовности оборудования штрих-кодирования к внедрению системы маркировки на предприятиях розничной торговли, производственных площадках, в каналах дистрибьюции, и влияния маркировки на скорость бизнес-процессов предприятий.
Тестирование ручных сканеров выполнялось по двум методикам, имитирующим действия провизора и кассира. В варианте провизора 10 единиц каждого товара располагались в ряд на столе маркировкой вверх. В варианте кассира товары лежали на столе маркировкой в произвольную сторону, и для считывания штрих-кода товар требовалось брать в руки. В качестве товаров выступали 2 вида пачек сигарет и 2 вида медицинских препаратов, причём, средства идентификации (СИ) на них были разного типа (DataMatrix и EAN8), размера (от 7 до 14 мм) и с различным объёмом закодированной информации – от 8 до 137 символов. Задача усложнялась тем, что 3 из 4 товаров имели от 1 до 2 слоёв плёнки, из-под которой требовалось считывать штрих-коды.
От VMC в тестировании участвовало 4 исполнения ручного фотосканера штрих-кода BurstScan:
Модели VMC показали чрезвычайно высокие скорости сканирования, существенно превосходящие результаты тестирования других моделей. По варианту провизора все 4 сканера уложились в интервал 5,8-9,4 секунд (то есть сканерам требовалось в среднем от 0,58 до 0,94 секунды на считывание штрих-кода с 1 штуки товара). По варианту кассира в связи с необходимостью брать товар в руки и поворачивать штрих-кодом к сканеру скорость оказалась ниже: интервал составил 13,4-17,8 секунд (то есть в среднем от 1,34 до 1,78 секунды на единицу товара). Однако и в этом случае превосходство продукции VMC было очевидно.
Ознакомиться с отчётом ЦРПТ по результатам тестирования сканеров VMC
В 2019 году начинается поэтапное внедрение обязательной маркировки определённых групп товаров и работа с маркировкой в рознице. Согласно распоряжению Правительства РФ № 792-р от 28 апреля 2018 года был утверждён перечень из 10 товарных групп, подлежащих обязательной маркировке: табак, духи, обувь, шины и пневматические покрышки, фотокамеры и лампы-вспышки, а также 5 групп изделий легкой промышленности: постельное, туалетное, кухонное и столовое белье, трикотажные блузки и верхняя одежда (пальто, полупальто, плащи, куртки, ветровки, штормовки). Первым на использование маркировки переведут табак: с марта 2019 года начинается регистрация предприятий-участников, с июля 2019 года табачным фабрикам и импортёрам будет запрещено вводить в оборот табачные изделия без маркировки, а с июля 2020 года станет запрещено продавать в розницу табачные изделия без их регистрации выбытия.
Таким образом, процесс продажи этих видов продукции в рознице изменится! К этим изменениям предпринимателям и партнёрам необходимо начинать готовиться уже сейчас. И у компании «ШТРИХ-М» уже сейчас есть отличные решения.
Сканеры VMC BurstScan Lite v2 и VMC BurstScan V это:
2D-сканера штрих-кода VMC BurstScan Lite v2 и VMC BurstScan V доступны на складе Торгового дома «ШТРИХ-М» в исполнении USB HID, USB CDC и RS-232. Рекомендованная розничная цена этого сканера составляет всего 60 у.е. и 80 у.е. соответственно (1 у.е. равен 1 доллару США по курсу ЦБ).
Vision Machines Corporation (VMC) – подразделение Группы компаний «ШТРИХ-М», которое занимается разработкой, производством и поддержкой систем технического зрения, таких как решения для распознавания штриховых кодов, автомобильных номеров, отслеживания траекторий перемещения объектов (в частности людей и автомобилей) и автоматизации производственных линий.
За подробной информацией о продукте и для его заказа просьба обращаться к менеджерам Торгового дома «ШТРИХ-М».
E-mail: info@shtrih-v.ru
Телефон +7 (473) 200-63-72